Кыргызстан наряду с другими странами ООН с 2016 года приступил к достижению 17 Целей Устойчивого Развития. Как отмечалось в выступлении премьер-министра Т. Сариева, цели ООН созвучны целям Национальной Стратегии Устойчивого Развития Кыргызской Республики.
17 целей
Многие некоммерческие организации по всему миру сотрудничают с ООН и готовы внести свой вклад в достижение глобальных целей. Штаб-квартира Enactus подписала меморандум о сотрудничестве со штаб-квартирой ООН о совместном достижении Целей Устойчивого Развития, что для членов сообщества Enactus во всех странах означает активное участие и содействие в этом важном процессе.

Национальный Офис Enactus в Кыргызстане в свою очередь уже провел ориентационный тренинг для студентов Enactus с участием экспертов из структуры ООН с целью разъяснить членам команд Enactus предпосылки каждой из 17 Целей и задачи, которые требуется выполнить для их достижения. Для выработки дальнейших действий Национальный Офис провел краткий обзор проектов команд Enactus в Кыргызстане с целью выявления наиболее приоритетных направлений развития проектов.

В Национальных Соревнованиях 2015 года приняли участие 9 команд, которые представили в общей сложности порядка 20 проектов. Ниже приведен ряд проектов и краткое описание роли команды Enactus в реализации проекта, а также указаны задачи  Цели(ей) Устойчивого Развития, на выполнение которых направлены проекты.

  1. Magaz.kg -обучение сотрудников онлайн магазина эффективным методам продаж.

Одной из целей проекта является повышение уровня дохода людей, что соответствует задаче 4.4 Цели 4 Устойчивого Развития: К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей,обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью. Проект частично охватывает эту задачу путем обучения сотрудников актуальным знаниям и навыкам, с помощью которых сотрудники могут повышать свою эффективность, улучшать качество своей работы и оставаться востребованным на рынке труда.

  1. TIFE — обучение школьников бизнес-планированию.

Студенты АУЦА помогают школьникам освоить основы ведения бизнеса, развивают их видение и обучают планированию. В ходе обучения школьники должны разработать свои бизнес-планы, лучшие из которых затем будут поддержаны финансово и воплощены в жизнь. Проект соответствует той же задаче, что и первый проект команды: увеличить число молодых и взрослых людей,обладающих востребованными навыками для получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью

  1. Fancyart — обучение художников актуальным знаниям рынка, методам продвижения.

Студенты также обучили художников финансовой грамотности, ведению онлайн-продаж и помогли с обработкой первых заказов. По словам членов команды, их проект не только помогает художникам зарабатывать, но и развивает культуру среди кыргызстанцев. Этот проект также соответствует задаче 4.4.

  1. Тенчилик — расширение прав и возможностей бездомных людей.

Команда ИИМОП помогла социализировать бездомных и нашла для них рабочие места. По словам членов команды, четверо человек трудоустроены и имеют места для проживания. Студенты помогли целевой аудитории восстановить документы и провели для них тренинги по поиску работы. Проект соответствует задаче 8.5 К 2030 году обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд равной ценности. К тому же проект частично влияет на достижение задачи 16.9 К 2030 году обеспечить наличие у всех людей законных удостоверений личности, включая свидетельства о рождении.

  1. Киноа – обучение фермеров бизнесу по выращиванию киноа.

Студенты из ИИМОП, имплементируя проект в сфере сельского хозяйства, посадила киноа в семи областях Кыргызстана для дальнейшего экспорта и обеспечения продовольственной безопасности, таким образом они взяли на себя частичное достижение задач 4.4. и 2.4: 4.4 К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей,обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью. 2.4 К 2030 году обеспечить создание устойчивых систем производства продуктов питания и внедрить методы ведения сельского хозяйства, которые позволяют повысить жизнестойкость и продуктивность и увеличить объемы производства, способствуют сохранению экосистем, укрепляют способность адаптироваться к изменению климата, экстремальным погодным явлениям,засухам, наводнениям и другим бедствиям и постепенно улучшают качество земель и почв.

  1. Medicall – создание онлайн площадки для выбора медицинских услуг.

Команда КГМА благодаря своему проекту участвует в достижении следующей задачи: 3.8 Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех

  1. Макулатура- сбор макулатуры и привитие привычек разумного потребления школьникам.

Данный проект команды КГМА относится к выполнению задачи 12.5 К 2030 году существенно уменьшить объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, их сокращению, переработке и повторному использованию.

  1. Очумелые ручки – обучение матерей-одиночек актуальным знаниям продаж изделий ручной работы.

Как и многие другие команды, студенты из КТУ Манас обучают людей актуальным знаниям, следуя цели 4 о качественном образовании. А также принимают участие в достижении задачи 5.5 Обеспечить всестороннее и реальное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Студенты стремятся к выполнению этой задачи через создание сообщества матерей-одиночек, обучение их финансовой грамотности и помощь в трудоустройстве. По идее проекта одни матери сидят с детьми в качестве нянечек, пока другие из сообщества работают.

  1. Образования не бывает много — содействие молодым учителям без стажа в трудоустройстве.

Команда КТУ Манас в этом проекте также участвует в достижении задачи 4.4, названной выше.

  1. Freelife — содействие заключенным в получении возможности заработка

Команда КГЮА наладила механизм обеспечения заработком заключенных за счет сбыта продукции, созданной в местах лишения свободы. Кроме этого, студенты помогают социализироваться и оформлять документы освободившимся из заключения людям. Благодаря их деятельности решается задача 8.5 К 2030 году обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд равной ценности, а также задача 16.9 К 2030 году обеспечить наличие у всех людей законных удостоверений личности, включая свидетельства о рождении.

  1. IBordo – поддержка сельских жителей в организации прибыльного туристического объекта.
  2. Кийиз брэнд — поддержка швейного производства в организации сбыта

В данных проектах студенты КГЮА и ОшГУ также стремятся к достижению цели 4.4

  1. Крути педали — привитие привычек разумного потребления, заботы об экологии.

Члены команды EnactusОшГУ стремятся к выполнению задачи 11.6 К 2030 году уменьшить негативное экологическое воздействие городов впересчете на душу населения, в том числе посредством уделения особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов.

  1. Новый голос – помощь музыкантам в создании прибыльного бизнеса.
  2. AijanToys – поддержка изготовителей игрушек через обучение бизнесу.

Команды ОшГУ и БФЭА также оказались в числе тех команд, которые берут на себя ответственность по участию в выполнении задачи 4.4. Команда БФЭА помогла открыть мини-цех по пошиву игрушек, в котором были трудоустроены 15 человек с нарушением слуха. Проект помог социализировать людей с ограниченными физическими возможностями.

  1. Агробизнес– передача бизнес-модели малозатратных парников для сельских жителей.

Команда КРСУ передала фермерам модель постройки малозатратных теплиц и показала им эффективную технологию выращивания. Учитывая рекомендации авторов проекта, фермеры самостоятельно сбывают свою продукцию на местные рынки. Студенты стремятся к выполнению цели 4.4., а также 2.4 К 2030 году обеспечить создание устойчивых систем производства продуктов питания и внедрить методы ведения сельского хозяйства, которые позволяют повысить жизнестойкость и продуктивность и увеличить объемы производства, способствуют сохранению экосистем, укрепляют способность адаптироваться к изменению климата, экстремальным погодным явлениям,засухам, наводнениям и другим бедствиям и постепенно улучшают качество земель и почв

  1. Бизнес инкубатор — обучение детей в детских домах финансовой грамотности

Проект также соответствует задаче 4.4. Целей Устойчивого Развития.

  1. Киндер клуб — обучение женщин созданию альтернативной модели детского сада —

Студенты КРСУ создали в жилмассивах Бишкека альтернативные модели детского сада — «Киндер-клубы» — и помогли трудоустроить в них безработных женщин. По словам команды проекта, эта модель создает условия для дошкольного образования в жилмассивах. Помимо участия в выполнении задачи 4.4 проект затрагивает цель 4.2 К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования. Более того проект частично выполняет задачу 5.5 Обеспечить всестороннее и реальное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни, а также задачу 8.5 К 2030 году обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд равной ценности.

  1. Солнечные печи – обучение сельских жителей изготовлению и использованию солнесных печей –7

Команда КГТУ обучила 10 семей из жилмассивов собирать из подручных средств солнечные печи. Проект помогает экономить электроэнергию и не загрязнять экологию дымом костров, таким образом приближая выполнение задачи 7.1 К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к недорогому, надежному и современному энергоснабжению, а также задачи 7.2 К 2030 году значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе.

Можно сделать вывод, что поскольку команды зачастую обучают бизнес планированию, новым бизнес-концепциям и экономическим понятиям, наиболее приоритетной является цель 4. Качественное образование. Таким образом, благодаря этим проектам люди приобретают ценные знания и навыки, что в свою очередь решает проблему низкого заработка или отсутствия дохода.

Каждый проект реализуется в определенной сфере, среди наиболее часто встречающихся — сфера сельского хозяйства, при этом в проектах актуально использование вторичное использование сырья и материалов. Проекты также делятся по целевой аудитории. Наиболее часто встречаемые – это сельские жители, а также отдельные группы женщин.

Менее популярными являются цели 7 – в сфере возобновляемых источников энергии был имплементирован один проект, а также 3 – здоровый образ жизни: цель нашла отражение в одном проекте. Важно заметить, что далеко не все направления целей устойчивого развития отражаются в проектах команд Enactusв Кыргызстане.Данный краткий обзор позволяет определить сильные и слабые стороны команд, их потенциал и возможности, а также расставить акценты и сделать упор на определенные направления проектов.

Источники:

  1. Цели развития тысячелетия ООН созвучны для Кыргызстана с пунктами Нацстратегии развития – Т.Сариев. Агентство «КАБАР». URL: http://www.kabar.kg/rus/Strategiya2017/full/58898
  2. Годовые отчеты команд Enactus за 2014-2015 академический год
  3. Какой социально-ориентированный бизнес предлагают развивать в Кыргызстане студенты. Kloop Media. URL: http://kloop.kg/blog/2015/05/22/kakoj-sotsialno-orientirovannyj-biznes-predlagayut-razvivat-v-kyrgyzstane-studenty/